Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS Мой профиль |Регистрация Выход
Меню сайта
Категории раздела
Поэтические произведения [15]
Проза [4]
Презентация [1]
Видеоролики [0]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Проза

    Николай Скулов
    08.02.2014, 22:47
                

        СКУЛОВ НИКОЛАЙ ИГОРЕВИЧ

         родился 18 апреля 1957 года.в деревне Великово Гороховецкого района Владимирской области. В 1979 году окончил биолого-химический факультет Московского государственного педагогического университета имени Ленина, заочную аспирантуру ЦГЛ им. Мичурина в 1992г. по специальности "генетика". Работал инспектором роно,старшим научным сотрудником лаборатории в Экспериментальном хозяйстве по облепихе, учителем биологии и химии.  

           В городе Гусь-Хрустальный Николай Игоревич проживает с 1964 года. В настоящее время Н.И. Скулов – директор МБУК Гусь-Хрустального историко-художественного музея. Кроме того, с 13 ноября 1998г. по 30 декабря 2009г. Николай Игоревич Скулов работал директором МОУ Перовская средняя общеобразовательная школа. Возглавлял весеннее-летние водные экспедиции школьников по Мещерскому краю, являлся почетным работником Общего образования. Учитель биологии, писатель, краевед, генетик-исследователь, Н.И. Скулов много времени и сил отдает изучению истории Мещерского края, исследовательской работе, является автором книг «Заповедными тропами Мещеры», «Открытая книга Мещеры», автором-составителем учебного пособия «Гусь-Хрустальный – столица Мещерского края». 

         Николай Игоревич Скулов – член литературного объединения «Мещера» г. Гусь-Хрустальный, член Владимирского отделения Союза охраны птиц России, научно-технического совета НП «Мещера», член Союза краеведов России.


                           ГЛАВЫ ИЗ  КНИГИ Н.И. СКУЛОВА " ЗАПОВЕДНЫМИ ТРОПАМИ МЕЩЕРЫ".

         




         Книга Н.И. Скулова «Заповедными тропами Мещеры» вышла в издательстве ООО НПО «Маштекс»- Владимир, в 2004 году. В книге 96 страниц. 

          Книга для любителей природы: школьников и взрослых – людей, увлекающихся экотуризмом, болеющих душой за охрану природы Мещеры, желающих побольше узнать о природе родного края. 

         Книга состоит из двух частей: 

          Первая – своеобразное эссе, в котором автор делится с читателем радостью общения с природой и людьми Мещеры, размышляет об их нелегкой судьбе, прошлом, настоящем и будущем края… 

         Вторая часть книги посвящена растительному и животному миру Мещеры, особенностям структуры ее природных систем.





                                  О книге Николая Скулова «Заповедными тропами Мещеры». 

          Существует два типа книг по краеведению: сухие информационные издания, атласы, справочники и энциклопедии, и лирические описания красоты природы того или иного края. Оба типа изданий грешат некоей однобокостью: информационные издания не позволяют, как проникновенно пишет Н.И. Скулов, «понять душу земли, ощутить единение с ней, почувствовать ее радость и боль, стать ей другом, заступником и хранителем», а лирические Эссе, как правило,не содержат необходимой информации о растительном и животном мире, о структуре природных систем. 
    Книга Н.И. Скулова «Заповедными тропами Мещеры» является популярным сейчас во всем мире типом интегрированного справочника, соединяющего в себе подробное описание ландшафта, флоры и фауны Приозерной Мещеры с рассказом об истории, красоте природы, жителях этой прекрасной русской земли.
          Книга проникнута болью за судьбу родного края, который послужил полигоном различных «экспериментов» сторонников модной в прошлом столетии теории коренного преобразования природы. Проводившаяся в больших масштабах мелиорация колхозных земель и осушение болот, привели к уничтожению водно-болотных угодий – основы мещерского ландшафта, угнетению лесных экосистем и обеднению их разнообразия. Вырубаются мещерские леса, страшные лесные и болотные пожары наносят непоправимый урон мещерской земле. Автор считает, что необходимо остановить экологическую катастрофу, восстановить экосистему Мещеры, которая в будущем поможет обеспечить региону и его жителям устойчивое развитие. Н.И. Скулов напоминает нам,что в Мещерском краю люди веками жили в гармонии с природой, «создавая ее неповторимый ландшафт, тавший символом Центральной России, генетической матрицей культуры ее народа». 
          Книга Н.И. Скулова написана прекрасным русским языком, читается на одном дыхании. Она будет полезна и интересна самому широкому кругу читателей – детям и взрослым, людям, увлекающимся экотуризмом и краеведением, не равнодушным к истории, настоящему и будущему нашей Родины.

                                                                                      Старший научный сотрудник 
                                                                                      Отдела культуры русской речи 
                                                                                      Института русского языка РАН, 
                                                                                      кандидат филологических наук, 
                                                                                      автор и ведущая программы «Грамотей» 
                                                                                      на радиостанции «Маяк» 

                                                                                      Е.Я. Шмелева


                                                                    ПАЛИЩИ.
          Если посмотреть на карту Гусь – Хрустального района, то можно заметить, что автодорога Владимир-Рязань и Казанская железная дорога делят его на четыре части, крестообразно пересекаясь в районе станции Нечаевской. Самая маленькая, нижняя левая его часть представляет собой юго-восточную окраину Владимирской мещеры, называемой географами Приозерной. 
          Это край лесов, озер, маленьких речушек, затерянных сред болот, песчаных холмов, насыпанных уходящим ледником. Отсюда с устья реки Бужи, начинаются знаменитые Клепиковские озера, переходящие в реку Пра. На одних песчаных холмах здесь издревле жили люди под защитой непроходимых лесов и болот. На других – устраивали захоронения или погосты. Христианство пришло сюда спустя четыре столетия после крещения Руси… 
          Монахи – миссионеры рубили вековой лес и ставили храмы в местах захоронений язычников. Вокруг храмов возникли мещерские села – погосты, в том числе и знаменитый погост Палищи… 
    Первое достоверное упоминание о нем можно найти, по данным уроженца села, краеведа Головина А.В., в списке с писцовых книг В. Кропоткина, датированных 1637 – 1648 годами.
          В то время погост Палищи представлял собой песчаный холм среди вековой дубравы на краю древней озерной чаши, превратившейся к тому времени в обширнейшую труднопроходимую систему болот и лесов, тянувшуюся на десятки километров вдоль левого берега рек Бужа и Поль и называвшуюся, согласно писцовым книгам – Суловской краминой (Крамина – край — Словарь Даля). Посреди холма возвышалась старая деревянная церковь Ильи Пророка. Большую часть холма занимало кладбище, а северная его часть постепенно застраивалась избами. Сначала здесь жили священник, дьяк и просвирница. Благодаря писцовым книгам сохранились их имена: поп – Дмитрий Семенов, дьячок – Ерошка Иванов, просвирница – Анница. 
        Вокруг погоста Палищи, на соседних холмах, располагались деревни, входящие в Палищинский приход, самые древние из них сохранили названия, сходные с названием самого погоста: Тюрвищи, Часлицы, Овинцы…Толкование происхождения названий населенных пунктов — дело тонкое, требующее больших знаний в области филологии, археологии. Однако, по моему мнению, названия эти произошли от сочетания существительного, обозначавшего определенный географический объект, который требовалось отыскать: поле, овин, ясли, и глагола повелительного наклонения: ицы (ищи). 
    Поле ищи – Палищи, ясли ищи – Часлицы, овин ищи – Овинцы. Иногда название географического объекта сохраняло старый угро-финский этноним, например: Тури. Тури ищи – Тюрвищи…
    Весенние разливы превращали всю эту местность в сплошную череду озер, соединенных протоками, и единственным средством передвижения были лодки – долбленки, на которых ездили в церковь, в гости, возили сено и дрова.
          Погост располагался на старом рязанском торговом тракте, поэтому хоронили здесь не только местных крестьян, но и людей, умерших в дороге от невзгод, лишений и болезней… Особенно кладбище разрослось во времена царствования Петра 1, когда по тракту гнали народ с южных губерний на строительство Санкт – Петербурга и позже, в 19 веке, когда строилась Казанская железная дорога… 
          В том, что Палищи действительно древний могильник, я удостоверился, рассматривая свежую пашню под картофель и огородные грядки местных жителей: вот осколок неолитического скребка, вот кусок древней керамики с текстильным орнаментом, вот осколки костей человека с коричневым, «вековым» (как говорят археологи) загаром – фаланги пальцев, фрагменты ребер, позвонков. Даже такое нудное занятие как прополка превратились для меня в Палищах, в некоторое подобие археологических исследований. Именно благодаря прополке у меня в коллекции появилась каменная бусинка женщины племени мещеры, маленькая курительная трубка из обожженной глины с мелким ямочно-гребенчатым орнаментом, характерным для неолитической керамики (?!)… 
          Зная мою увлеченность стариной, местные взрослые жители, а так же мои ученики, иногда приносили мне «диковинные вещицы»: кремневые неолитические ножи, которыми можно до сих пор чинить карандаши, черепки сосудов самых разнообразных эпох. Но однажды, при рытье котлована под очередной дачный коттедж, строители наткнулись на лежащие в песке, на глубине 2,5 метров человеческие скелеты. Меня поздно позвали, когда кости уже вытащили. Тщательно обследовав дно котлована, а так же вынутый песок, я не обнаружил никаких предметов погребенных вместе с телами. Кости были светло-коричневого цвета, это свидетельствовало о возрасте захоронения в несколько столетий. Черепа из погребения принадлежали двум мужчинам, одной женщине, а также ребенку! Черепа без видимых повреждений, с прекрасными зубами, что свидетельствовало о молодом возрасте умерших. Хозяйка коттеджа перезахоронила костные остатки на местном кладбище, заказала молебен в храме… 
          На меня этот случай произвел очень сильное впечатление. Действительно, как мало мы знаем о своей истории! Полностью утеряна память поколений, особенно в сельской местности. Кто был здесь похоронен, какова причина их смерти? На этот вопрос уже не ответит никто… 
          Единственное, что мне удалось установить: на месте построенного коттеджа когда-то в старину было кладбище, звавшееся Петровским, но после того как погост превратился в село, кладбище было перенесено за пределы села. Происходило это повсеместно в семидесятых годах ХVΙΙΙ столетия, по указу Екатерины II, запретившей делать захоронения при храмах, стоящих в населенных пунктах. В эти же годы, вместо обветшавшей церкви, был поставлен новый деревянный храм Ильи Пророка, без печного отопления, для пользования в теплое время года. Зимой же службы шли в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенной в 1773 году. К этому времени Палищи из унылого сельского погоста превратились в бойкое торговое село. Здесь появились купеческие дома, амбары, лавки, трактиры, постоялые дворы. 
          Ежегодно второго августа, на Ильин день – престольный праздник, здесь собиралась богатая ярмарка, стекался народ не только из окрестных селений, но и из «дальнего далека». Даже китайские купцы торговали на этой ярмарке своими шелками… 
          Ильин день – один из немногих летних христианских праздников, широко отмечается в Приозерной Мещере. Ильинский храм в Палищах традиционно был и является местом совершения крестных ходов, сопровождаемых молебнами о ниспослании дождя, особенно в засушливую погоду, так как Илья Пророк является покровителем вод небесных и земных. День памяти Ильи местные жители называют «громовым» праздником, потому что редкий год он обходится без яростной грозы и ливня. В этот день старые люди, помнящие обычаи, закрывают полотном все блестящие предметы: зеркала, самовары, чайники… 
          В Ильин день никогда не работали, опасаясь гнева грозного Ильи! По рассказам настоятеля храма отца Александра, историческим фактом является то, что во время погрома церквей в Советской России, ни один храм, посвященный Илье Пророку, не был закрыт и разграблен. Как утверждают, то был тайный приказ Сталина… 
          По народному поверью молнии – стрелы, которые Илья Пророк бросает на землю, особенно опасны для нечистой силы. Убегая от них, «нечисть» в этот день превращается в зверей, гадов, и пытается спастись в жилище человека. Поэтому мещерские бабульки выгоняли в Ильин день из домов даже своих любимых кошек. Не ели в этот день и уху, считая, что «нечисть» могла спрятаться и в рыбе. Поэтому ребятишек в воду купаться не пускали. Считалось, что с Ильина дня лето начинает уступать осени. Говорили: «Илья лето кончает», «Петр и Павел час убавил, а Илья Пророк – два уволок»… 
    В зимнее же время, после трескучих крещенских морозов, сюда возами свозили мороженую рыбу со Святого озера. За рыбой снаряжались мужики окрестных деревень. Рыбины укладывались в деревянных сараях наподобие поленницы от пола до потолка. Бойко шла торговля знаменитыми святоозерскими налимами и щуками в воскресные зимние дни на ярмарочной площади посреди Палищ!..
          Часть рыбы считалась достоянием сельской общины и бесплатно распределялась по домам, по числу едоков. 
    В начале Х1Х века сюда приезжает промышленник Бахметьев и строит стекольный завод близ Палищ. Завод вырабатывал стеклянную и хрустальную посуду, листовое стекло. К тому времени Палищи стали волостным центром.
          Наибольшего расцвета стеклоделие здесь достигло после Отечественной войны 1812 года. На заводе была 21 печь, и работало 160 человек. В 1818 году в Палищах на деньги купцов и сельской общины было начато строительство каменного храма. Строительство его с пределами и колокольней продолжалось до 1853 года. Звон колокольни Ильинского храма разносился по всей округе и был слышан во всех деревнях. 
          Колокола располагались на трех ярусах. Самый тяжелый колокол первого яруса весил 825 пудов. Его бархатный голос звучал по святым праздникам: и в ярко звездную Рождественскую ночь, и в ночь Пасхи, напоенную ароматом весны… 
          Тревожный набатный колокол врывался в спокойную, размеренную жизнь Палищ во время несчастий и невзгод, не раз посещавших эту местность. Он висел на втором этаже звонницы вместе с пурговым колоколом. О «пурговом» стоит сказать особо. 
          Во второй половине Х1Х века старорязанский торговый тракт постепенно утратил свое значение в связи с быстрым развитием железнодорожного транспорта. Казанская железная дорога прошла в пяти километрах к северу от села. От ближайшей станции к Палищам нужно было пробираться по Орловскому болоту. Летом для этих целей служила гать, вымощенная дубовыми плашками, связанными между собой жгутами из лозы. 
          Зимой в пургу тропу часто заметало, и можно было легко сбиться с пути, особенно в сумерки. И счастьем для выбившегося из сил, отчаявшегося путника было услышать «зов» пургового колокола Палищ. Не одну душу выручил он от неминуемой гибели. Был он вторым по величине среди колоколов звонницы и весил 365 пудов… 
          Годовой торговый оборот села, после середины Х1Х века достиг срока шести тысяч рублей. Здесь размещались гостиница для лиц духовного звания, два постоялых двора, пекарня, кузница, паровая мельница, пять хлебных амбаров, 14 лавок… 
          Исторически сложилось так, что в селе жили люди образованные: священники, учителя, врачи, купцы известных фамилий: Хитровы, Пономаревы. Многие из них знали толк в искусстве, хоровом пении, играли на музыкальных инструментах. Так, постепенно, сложился самодеятельный музыкальный театр: ставили оперы, музыкальные комедии… 
          Прошли годы. Бурный двадцатый век не переставал удивлять переменами. Отгремели годы революционных преобразований, гражданской войны, репрессий, коллективизации. В этой гигантской дробилке выжили немногие, да и само село, словно дерево с обрезанными корнями, слабело, с каждым годом теряя свой былой блеск… 
          Заросла бурьяном ярмарочная площадь. Стараниями ретивых начальников были уничтожены промыслы. Однако дух предпринимательства в местном населении продолжал жить. Стали заниматься отхожим промыслом: набивали цветные узоры на скатерти, занавески, перекрашивали рубахи, порты… 
    В конце Великой Отечественной войны по Казанской железной дороге привезли военнопленных немцев. Лагерь военнопленных располагался в районе старой деревни Мезиновки. Военнопленные работали на лесоповалах, строили бараки и двухэтажные бревенчатые дома в поселке Мезиновский. Отдельные лесные делянки, на которых работали немцы, располагались не далеко от Палищ и деревни Перово. До сих пор в лесу сохранились ямы от разрушенных временем немецких землянок и выкопанный ими колодец, который местное население так и называет «немецким». А место это называют «Баусы», от немецкого «bauen» – строить. Голодные пленные часто ходили по деревням, плотничали, клали печи, на кусках холста рисовали картины, чтобы выменять хлеб или картошку. Для того чтобы рисовать было быстрей, они вырезали из картона нехитрые трафареты… Когда немцев отправили на родину, трафаретным промыслом занялись местные умельцы. Сначала «ковры красили» дома, а готовую продукцию ездили продавать по южным и восточным областям центральной России. Затем стали просто возить с собой краски и трафареты, малюя ковры на материале заказчика. Назывался этот промысел «ходить в краску». За эти дела власти с начала штрафовали, ловили с милицией, потом научились извлекать из этого пользу и смотрели «сквозь пальцы»…
          Умереть Палищам не позволил Храм. Надо отдать должное местному приходу – служба в храме не останавливалась ни на год… 
          Современные Палищи – уютный дачный уголок. Коренных жителей осталось мало — не более шести человек. Но Ильинский храм продолжает жить, оглашая окрестности своим колокольным звоном. Ему вторят журавли на болотах, юркие ласточки и стрижи, стаями вьющиеся в небе вокруг колокольни. Храм стоит лучшим, о каком только можно мечтать, памятником минувшим поколениям русских людей, привыкших украшать свою землю, а не разрушать ее…


      Н.И. Скулов Заповедными тропами Мещеры, часть 2




                          КНИГА "ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ МЕЩЕРСКОГО КРАЯ" 


         Книга из серии «Малые города России»: «Гусь-Хрустальный. Очерки истории Мещерского края», издательство «Мещера», г. Гусь-Хрустальный, 2006г. Книга посвящается русским промышленникам и предпринимателям Мальцовым, вышла к 250-летию города Гусь-Хрустальный и хрустального завода, 80-летию Гусь-Хрустального района. 

          Эта книга рассказывает о замечательном городе мастеров стекла, Гусь-Хрустальном, о людях, чей труд и талант принес ему славу, которая разлетелась далеко за пределы России, о прекрасном Мещерском крае, о старинном роде русских предпринимателей и промышленников Мальцовых, которые принадлежали к цвету российского общества и способствовали становлению отечественной промышленности и процветанию русского искусства. 

         Авторы дают широкую панораму жизни города и района в XX веке и начале XXI. Книга хорошо иллюстрирована и представляет интерес для самого широкого круга читателей. 


    Автор проекта и составитель:

    Сергей Юрьевич Васильев





                                 ФОТОАЛЬБОМ. Глава 1 "МЕЩЕРА" (написана Н.И. Скуловым)



      

    Н.И. Скулов. Глава "Мещера" из книги "Гусь-Хрустальный. Очерки истории Мещерского края".




                                              Н.И. СКУЛОВ "ОТКРЫТАЯ КНИГА МЕЩЕРЫ".

    Глава из книги Н.И. Скулова "Открытая книга Мещеры".



    Глава "Мещерская старина" из книги Н.И. Скулова "Открытая книга Мещеры".



    Отрывок из главы "Мещерская симфония" книги Н.И. Скулова "Открытая книга Мещеры".




                                          СБОРНИК Н.И. СКУЛОВА "СКАЗКИ МЕЩЕРЫ". 

    Н.И. Скулов "Сказка про Митяя-казака" (из сборника "Сказки Мещеры").




                              СТАТЬИ И РАССКАЗЫ Н.И. СКУЛОВА ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СБОРНИКОВ. 


    Н.И. Скулов "Индоевропейские корни племени Мещера".



    Н.И. Скулов "Происхождение названия реки Гусь".



    Н.И. Скулов "Мещёрский треугольник".



    Н.И. Скулов "Бортничество и дегтярное производство в Мещере".



    Н.И. Скулов "Бужа - возвращение к истокам".


    Н.И. Скулов "Мещера - племя пчеловодов".



    Н.И. Скулов "Мещерские рассказы".



    Н.И. Скулов "Старосские разбойники"



    Н.И. Скулов "Глухарка".



    Н.И. Скулов "Палищенский говор - наследие веков!"

    Категория: Проза | Добавил: Мещерская
    Просмотров: 1354 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz